Среда 1 октября 2014
19.30
Презентация книги доцента геологического факультета МГУ Александра Ивановича Тюрина «Владимир Высоцкий в МГУ».


Вход свободный!

В октябре и декабре 1978 года на геологическом факультете МГУ выступал Владимир Семенович Высоцкий. В те времена активно работал геологический клуб. Александр Иванович был тогда председателем студкома факультета. Благодаря его усилиям в МГУ выступили: Сергей Юрский, Роман Карцев и Виктор Ильченко, Александр Иванов (пародист), Зиновий Высоковский.

История организации концертов Владимира Высоцкого чередуется в книге с рассказами о людях и судьбах, неожиданных встречах в тайге, жизненных ситуациях, происходивших в то непростое время, в котором жил и творил замечательный поэт, бывший кумиром всей огромной страны. Именно эти люди и ситуации становились фигурантами песен Высоцкого.

Выход в свет книги способствовал «появлению на свет» новых фотографий, которые до сих пор не были известны.

Настоящее издание включает в себя не только уточненные и переработанные воспоминания, но и дополнено расшифровками магнитных лент, записанных в разные годы во время концертов В.С. Высоцкого в МГУ.

Анонс к презентации книги Тюрина А.И. «Владимир Высоцкий в МГУ»

Автор – Тюрин Александр Иванович, доцент геологического факультета МГУ.

"В октябре и декабре 1978 года на геологическом факультете МГУ выступал Владимир Семенович Высоцкий. Это были времена полного дефицита для студентов ( да и всех людей), слова, музыки, песни, общения с интересными людьми творческих профессий. На геологическом факультете в те времена активно работал геологический клуб, который возглавлял студент Сергей Фролов. В клуб приглашались барды, артисты, вызывая полный ажиотаж у студентов, желающих попасть на эти вечера. Сергей руководил клубом, я был председателем студкома факультета, в структуру которого и входил клуб. Справедливости ради следует отметить, что вопросами приглашения занимался сам Фролов Сергей и его помощники, используя личные связи. Из большого многообразия гостей в разное время я пригласил не так уж и много артистов, но это были: Сергей Юрский, Роман Карцев и Виктор Ильченко, Александр Иванов (пародист), Зиновий Высоковский. Очень популярные в то время артисты театра на Таганке приглашались благодаря связям аспиранта химфака МГУ Виталия Попенко с администрацией театра и лично Валерием Павловичем Янкловичем –доверенным лицом Владимира Высоцкого в организации его концертов. Именно благодаря связке: Янклович-Попенко-Тюрин-Фролов и состоялись концерты Владимира Семеновича на нашем факультете.

Прошли годы, многие детали организации концертов стали забываться, поэтому в 2010 году я написал небольшую книжку «Высоцкий в МГУ», в которой описал события тех времен. Книжка попала в руки народного артиста России Сергея Юрского, и он дал весьма интересный отзыв на нее, который побудил во мне потребность собрать весь материал о выступлениях Высоцкого в МГУ. История организации концертов Владимира Высоцкого чередуется с моими рассказами о людях и судьбах, неожиданных встречах в тайге, жизненных ситуациях, происходивших в то непростое время, в котором жил и творил замечательный поэт, бывший кумиром всей огромной страны. Именно эти люди и ситуации становились фигурантами песен Высоцкого.

Выход в свет книги способствовал «появлению на свет» новых фотографий, которые до сих пор не были известны, например, во время выступлений ВВ в деревне Сатино, Калужской области, на базе учебной станции географического факультета МГУ.

Настоящее издание включает в себя не только уточненные и переработанные воспоминания, но и дополнено расшифровками магнитных лент, записанных в разные годы во время концертов В.С. Высоцкого в МГУ".


Отзыв Юрского на книгу А. И. Тюрина «Высоцкий в МГУ»

КУМИР

Особое и очень серьезное явление – КУМИР. Важный завет – не сотвори себе кумира! Заводить кумиров – грех. Большой. Однако заводят. Остро нуждаются в кумирах. Издавна и недавно и теперь. И в перспективе.

В 40-е, 50-е годы было понятие – СЫРЫ. Безумные поклонницы оперных певцов. Балета тоже, но в те десятилетия, прежде всего теноров. Прежде всего, Лемешева и Козловского. Девочки-подростки и женщины постарше ждали. Ждали своих кумиров на подходах к Большому театру. ОН пойдет на репетицию, ОН выйдет со спектакля, ОН выйдет из дома, ОН сядет в такси, ОН мелькнет. В промозглую осень, в морозную зиму, в дождливую весну они ЖДАЛИ. Прятались от дождя и метели, согревались за стеклянной дверью магазина СЫРЫ на улице Горького – обзор хороший. Сами себя назвали, или кто-то их так назвал – СЫРЫ. Они гордились этим именем.

Тенор особый голос. Больше других он действует не только на слух, на биение сердца, нет, - он осязается, он действует на гормоны. Молодые девушки попросту сходят с ума, наркотизируются от этого голоса и от его носителя. Среди толп сыров попадались и молодые люди, но их было мало. Чаще это были спекулянты, достававшие билеты на спектакли кумиров, или мужчины с некоторыми гармональными изменениями.

Кумиры объединяли, они же и разъединяли. Секта козловисток ненавидела лемешисток. Доходило до разборок и даже драк. Так шли годы.

Это давнее дело. Можно бы написать исследование о наркотическом поклонении идолам и кумирам искусства. О киногероях и героинях, о театральных первых актерах, об открытиях с их портретами, издававшихся и покупавшихся сотнями тысяч. О битвах за автограф, о домашних иконостасах, где вот они, недосягаемые, а теперь навсегда присвоенные мои вожделенные! Я не буду писать это исследование – не моя забота и не мой интерес. Скажу только, что с появлением магнитофона, а потом CD, DVD, Интернета и др. и пр. от мировой сексуальной революции 68 года началось повальное засилье рок, панк, метл, биб-боб, хип-хоп и др. и пр. солистов, дуэтов, групп и др. и пр. Среди них были гении, были просто таланты, были подражатели, были абсолютные бездарности, но это неважно. Безразмерно растущему народонаселению мира требовались кумиры в громадных количествах. Толпы потребляли все. Индустрия изготовления кумиров стала перегонять сталелитейную промышленность и приближалась к машиностроению. Спорт, даже футбол слегка померк перед кратким и непрерывным, оглушительно звучащим, агрессивным, манящим и ввысь и в бездну наркотиком истерии.

Потребителями стали теперь уже оба пола. Пошатнулись и возрастные барьеры, начали принюхиваться даже старики, а особенно старухи.

Это нынешнее дело. А вот совсем недавнее и незабываемое. Сходное и несходное с общим процессом, очень нашенское. ВЫСОЦКИЙ.

Высоцкий был кумиром и остается кумиром. Многое наслоилось за те десятилетия, что его нет с нами. Его песни пели другие. Пели, подражая его голосу, и пели по-своему. Подпевали в застольях и в больших залах, и на полянах, где собирались тысячи. Но главное – его слушали! Его голос, его манера, его взрыв – тоски, юмора, отрицания, утверждения – все это осталось недосягаемым.

Для меня Высоцкий, прежде всего, Артист. То КАК он поет, КАК несет СЛОВО – величайшее достижение. Звук, манера, ритм, произношение не только предъявляют содержание, они сами становятся содержанием. В какой-то мере они отодвинули в тень его как творца стихов, а он, несомненно, был выдающимся поэтом.

Я свидетель его начала, его взлета, его славы, трагических аккордов его финала. Свидетель и почитатель среди миллионов других. Но и несколько особенно – мы были знакомы, встречались, работали вместе, были приятелями. Друзями? Пожалуй, нет. Мы разные и принадлежали к дружественным, но разным кругам. Жизнь водила близко, но не совмещала. Мы даже учились в одной школе №186 на Большом Каретном, но это детство, и он младше на несколько лет. Он начинал в театре Моссовета, а я пришел туда во второй половине жизни. Конечно, видел его на сцене. Заходил за кулисы, разговаривали. В кино был потрясен им в «Коротких встречах» Киры Муратовой. Оба снимались в «Интервенции» Геннадия Полоки, в «Маленьких трагедиях» Михаила Швейцера, но общих сцен не было, прошли по касательной. Сошлись только в картине Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», ставшим народным фильмом. Он для меня реальный человек с проблемами, с трудностями, планами, в меру общительный, в меру закрытый.

Все это крепко в памяти. Но есть горячие сегодняшние обязанности, события, долги. И вот передо мной тоже сегодняшняя книжечка «Высоцкий в МГУ». Автор Александр Тюрин, мой знакомый, выступал по его приглашению на Геологическом факультете. Впечатление как ожог. Высоцкий не в памяти былого, Владимир Семенович и все, что с ним связано, это сейчас, это всегда, это всю жизнь. Все усилия организации встреч с нгим, преодоления барьеров жесткого цензурного надзора, малейшие детали поведения артиста, ценность каждого сказанного слова, небывалая мощность и монолитность восприятия в аудитории, долгое кружение отголосков и жажда новых встреч. Все живо и все зафиксировано.

Да, я буквально обжегся об этот текст. Подумал о том, с чего начал статью о кумирах, об идолах, навязных образах. Я подумал: может быть, в жизни не хватает людям взрыва, безоглядной эмоции, может быть, в монотонности дней образуются мучающие пустоты, жажда веры и ее недостаточность? Я ведь видел фанатов – и футбольных, и театральных. Видел, как часто жизнь кумира была испорчена, иногда погублена массовым и беззастенчивым поклонением. Видел в США, Израиле места и времена буквального поклонения – все предметы, все одежды, картинки, статуэтки, были мечены одним именем – Элвис Пресли! Через много-много лет после его кончины. Есть сходство? В чем оно? Есть разница?

Мне кажется, что, прежде всего, есть разница. Признаемся, мы подражаем. Все люди, все нации в разные времена кому-нибудь подражают. Мы, высоко неся лозунг «собственного пути», подражаем неимоверно много, грубо и внешне перенимая чужую моду.

Но с Высоцким не так! Поклонение (а это было именно поклонение!) пришло не из вне, из нутра пришло. Из нутра целого огромного народа. На время Высоцкий соединил все слои - вояки, ветераны, трудяги, ЗЕКА по любым статьям, студенты, мальчишки, женщины, патриоты, эмигранты. Для всех – свой, для всех – наш, для каждого из массы – мой!

Александр Тюрин не обжогся о Высоцкого. Он проглотил огонь и сохранил его в себе. Тюрин – геолог, настоящий, действующий. Тюрин – писатель. Я читал его рассказы. О горах, о тайге, о людях тайги, о таежных зверях, о себе в тайге. Это совершенно не ординарное письмо. Не описание, а вырывание из себя куска жизни. Я сказал ему об этом – талант, несомненный талант! Талант, как мы знаем, он от Бога. Но теперь, когда прочел эту тоненькую книжечку о Высоцком, знаю – да, от Бога, но еще и от Владимира Семеновича Высоцкого. Когда он пишет: «К портрету Высоцкого с надписью «Тюрину Саше - добра» я отношусь как к иконе. Само пожелание добра Владимиром Семеновичем является своего рода оберегом», это не торжественные слова. Тюрин не раз ходил по краю жизни. А, бывало, и заглядывал за этот край. Когда, вися над пропастью, в безвыходной ситуации, в одиночку, почти смерившись со своей участью, он слышит внутри себя голос Высоцкого: «Он падал вниз, но был спасен», и тогда он делает, как он пишет – «непонятные телодвижения» и цепляется за выступ скалы.

Я читаю сегодняшний текст, изданный всего в тысяче экземпляров, написанный доцентом геологического факультета МГУ, и испытываю чувство изумления и глубокой благодарности. Изумления перед постоянством и свежестью чувств. Благодарность за умение выразить порыв.

У Пушкина в «Онегине»:
…наши лучшие желанья,
что наши свежие мечтания
истлели быстрой чередой,
как листья осенью гнилой.

Это упрек своему поколению. Ах, какой упрек можно бросить нашему времени и нашим поколениям! В забвении лучшего, в сглаживании всего, что будоражит душу – в угоду комфорту, в замену жажды подвига на добычу адреналина. Но вот:

Был человек, заставивший вздрогнуть сердце огромного народа.

Есть люди, желания которых не истлели, мечтанья не опали.

Удачи Вам и преодоления на всех поворотах, Александр Тюрин! И вам, многочисленные скромные герои, мелькнувшие на страницах этой книжки, живущие под благославлением поэта и артиста Владимира Высоцкого.


Вход свободный!



Как стать Участником Клуба?

Зарегистрироваться в разделе «Стать Членом Клуба!». Не волнуйтесь - данные строго конфиденциальны!

Карты, не дающие других дополнительных привилегий, выдаем бесплатно.

Если Вы уже зарегистрировались, но до сих пор не получили Клубную карту, пришлите, пожалуйста, на alumni_msu@mgu-club.ru фотографию для карты, указав в письме еще раз свои данные (ФИО, факультет, год выпуска, e-mail и телефон), а также, когда хотите за картой прийти. Получить карту можно прямо на чаепитии.

Ждем Вас в Вашем Клубе!

Наш адрес - ул. Бауманская, 23






АРХИВ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ за 2014 год>>

АРХИВ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ за 2011-2013 годы>>

АРХИВ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ за 2010 год>>

АРХИВ ПРОГРАММЫ МЕРОПРИЯТИЙ за 2009 год>>