Вторник 6 октября 2009 года
19:30

Лекция и Дискуссия
Мифология вчера и сегодня

В гостях у Клуба выпускников МГУ доктор филологических наук, профессор, директор Центра типологии и семиотики фольклора РГГУ, главный редактор журнала "Живая старина" Сергей Юрьевич Неклюдов.

Сергей Юрьевич - автор более 400 работ, посвященных проблемам теоретической фольклористики, мифологии, эпосу и традиционной словесности монгольских народов, современному русскому городскому фольклору.

Мифологию невозможно свести к сумме исторических заблуждений человеческого разума. Миф выступает как один из важнейших механизмов организации социальной, хозяйственной и культурной жизни коллектива, удовлетворяет потребность в целостном знании о мире, организует и регламентирует жизнь общественного человека (на ранних этапах истории – полностью, на более поздних – совместно с другими формами идеологии, наукой и искусством). Он предписывает людям правила социального поведения, обуславливает систему ценностных ориентаций, облегчает переживание стрессов, порождаемых критическими состояниями природы, общества и индивидуума.

Миф объясняет происхождение нынешнего положения вещей (относящегося к космосу, к социальной общности, к отдельному человеку). Это касается как благоприятных сторон жизни (возникновение культурных достояний, включая предметы, тексты и обычаи), так и отрицательных (появление смерти, болезней, пороков и т.п.), что в свою очередь подразумевает изначальное совершенство эпохи первотворения. Отсюда проистекают представления о гармоническом миропорядке в прошлом ("золотой век" греческой мифологии, "добрые старые времена" обыденного сознания и т.п.), о его нарушении в настоящем и о всеобщей деградации человеческого общества и самого человека, его нравственной и физической природы.

Об ожидаемом будущем говорят эсхатологические мифы, это ожидание надвигающейся космической катастрофы, конкретные воплощение которой зависят от арсенала наличных знаний и образов (Страшный суд и светопреставление, "тепловая смерть" вселенной, оскудение природных ресурсов). Впрочем, мифологии знаком и образ грядущего царства справедливости (ожидание рая на земле, построения коммунистического общества, исламского государства и других форм "правильного" мироустройства и т.д.), также соотносимый с изначальной гармоничностью эпохи первотворения (ср. марксистскую историческую концепцию "первобытного коммунизма", которая "рифмуется" с грядущим наступлением коммунизма).

Конечно, современная мифология не равна архаической уже хотя бы потому, что существует она рядом с активно развивающимся позитивным знанием, из арсенала которого имеет возможность черпать материал для построения своих образов и аргументов. Так, мотивы прорыва в упорядоченный космос демонических сил обретают псевдодоказательную форму уфологических "экспертиз" ("планетарный" уровень) или складываются в концепцию политического заговора "сил мирового зла" (уровень "национально-государственный"). Как правило, сообществом "подлинно человеческим", страдающим в результате агрессии, оказывается "свое национальное", тогда как противостоящие им демонические силы – будь то пришельцы из космоса, безжалостно экспериментирующие над людьми, или коварные иностранцы/иноверцы/инородцы в равной мере представляют собой античеловеческое начало.

Входной билет – 200 руб.


Если Вы не участник Клуба, пожалуйста, зарегистрируйтесь на мероприятие:
ФИО
 
Контактный телефон
 
Электронный адрес